«Примаковские чтения–2023». Выступления первого дня форума
Сопоставляя нынешнюю ситуацию в мире с суждениями, высказанными Примаковым, приходишь к выводу, что он был подлинным визионером, способным панорамно смотреть на мир, предвидеть генеральные тренды будущего развития и важнейшие сценарии, которые сейчас воплощаются в жизнь. Он не только предрек наступление многополярного мира, но и сыграл важную роль в ускорение этого процесса
Юрий Ушаков
Помощник Президента Российской Федерации
Организаторы сегодняшних «Примаковских чтений» обратились не к существу текущего момента, а к тому, чего еще нет, но что в конечном итоге должно произойти, а именно к горизонтам постглобализации. По сути тем самым фиксируется как факт, что та модель глобализации, по которой мир жил долгое время, примерно с прошлого перелома 30-летней давности, сегодня себя исчерпала"
Константин Косачев
Заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
«Попытки Запада изолировать Россию не только ударили экономическим бумерангом по инициаторам санкций, но и отразились на экономиках стран, не имеющих никакого отношения к этому противостоянию. Экономика России останется рыночной: бизнес сам выбирает, с кем ему торговать. Но жизнь показывает, что наиболее прочные хозяйственные связи сохраняются на постсоветском пространстве»
Сергей Катырин
Председатель Правления, президент Торгово-промышленной палаты РФ
Сессия 1 «Политические риски для мировых энергетических рынков»
2022–2023 гг. стали периодом очередного острого шока для мировой экономики, особенно это коснулось мировой энергетики. После пандемии 2020–2021 гг., политические события прошлого года вновь потрясли энергетический рынок. Взлет цен на газ в Европе на фоне санкций и сокращения поставок российского газа на европейский рынок, а также введения потолка цен для поставок российской нефти заставил всех игроков энергетического рынка пересмотреть свои стратегии. Такие шоки не только разрушают устойчивую динамику, но и дают новый импульс для тех компаний, которые стремятся утвердиться на перспективных направлениях и занять новые рыночные ниши с большим потенциалом роста.

Развитие государств до сих пор неразрывно связано с индустриями, основанными на ископаемом топливе. Одновременно растет значимость зеленой энергетики. Это два параллельных процесса.


Формирование многополярного мира отражается и на энергетической сфере. Экспортеры нефти и газа стали более независимыми от третьих государств.


Находясь под рестрикциями, Иран будет делать ставку на газ и электричество как на более надежные источники, чем на нефть. Страна также может реэкспортировать энергоресурсы: такой опыт у неё есть.


В Тегеране рассчитывают, что обострения конфликта на Ближнем Востоке не произойдет. Государство видит себя гарантом свободного и безопасного передвижения кораблей по Персидскому заливу.


Мехди Санаи
Профессор Тегеранского университета, посол Ирана в России (2013-2019 гг.)
Выступление Министра иностранных дел России Сергея Лаврова

В мире события сегодня динамично развиваются. Сказать так – ничего не сказать. Многие некогда «константы международных отношений» проходят проверку на прочность, на соответствие новым реалиям. Среди них – магистральные тенденции формирования многополярного миропорядка. Процесс комплексный и всеохватный. Он начался не вчера и займет значительное — даже по историческим меркам — время. Контуры полицентричной архитектуры уже обозначились.


Принципиальное отличие нынешнего «издания» многополярности в том, что она имеет шанс обрести действительно планетарный масштаб, опираясь на базовый принцип Устава ООН о суверенном равенстве
государств. Раньше всемирно значимые решения принимались небольшой группой государств с преобладающим по понятным причинам голосом западного сообщества. Сегодня на авансцену мировой политики вышли новые игроки, представляющие Глобальный Юг 
и Восток. Их число растёт.
То, что мир становится другим, видно на примере многосторонней дипломатии. Среди наиболее ярких свидетельств — сотрудничество по линии БРИКС. В его рамках страны, представляющие разные цивилизации, религии, макрорегионы, развивают связи в различных областях — от политики и безопасности до экономики, финансов, здравоохранения, спорта и культуры. Делается это на принципах равенства, взаимного уважения, формирования баланса интересов через консенсус.
Фундамент для справедливого и устойчивого мира есть, и это Устав Организации Объединенных Наций. Его положения следует выполнять не выборочно, как это делают наши коллеги на Западе, пытаясь выдёргивать из принципов Устава то, что им выгодно на данный конкретный момент, а их надо использовать во всей их полноте и взаимосвязи.
Сессия 2 «Ближний Восток: трагедия и вызовы незавершенного конфликта»
Новое обострение палестино-израильского конфликта, широкомасштабные вооруженные столкновения, жертвы среди мирного населения породили мощную общественную реакцию на Ближнем Востоке и за его пределами и стали серьезным вызовом для государств региона. Начало постглобализации открыло перед ними возможности для проведения курса, отвечающего их национальным интересам. Последствия кровопролития угрожают стабильности уязвимых государств. Они также способны затормозить реализацию стратегических программ развития в наиболее благополучных странах региона. В сложившихся условиях тренды, направленные на деэскалацию, оказались отброшенными назад или замороженными.

Виталий Наумкин
Научный руководитель Института востоковедения РАН, академик РАН
Мы стали свидетелями резкого обострения палестино-израильского конфликта, который является сердцем более широкого арабо-израильского конфликта, одного из самых протяженных в современной истории.

У нас с Евгением Примаковым, работавшим в свое время директором Института востоковедения, был спор, возможно ли урегулировать ближневосточный конфликт так, чтобы стороны согласились с таким решением. Способны ли сами игроки региона решить конфликт без внешнего влияния? Ответ был неоднозначен.

Если проанализировать все дискуссии по поводу того, что хочет Израиль, есть несколько пунктов: первый — реоккупация Газы израильской армией; второй — установление военного контроля над Газой, особенно северной; третий — передача Газы под контроль Египта; четвертый — передача Газы под контроль палестинской администрации; пятый — международное присутствие.
Сессия 3 «Китай – США: соперничество, взаимозависимость, глобальный контекст»
Соперничество США с Китаем обретает затяжной характер, последствия этого противостояния распространяются на многие сферы мировой экономики и политики. По мере убывания политического доверия между двумя странами возрастает угроза военного конфликта. Что могут предпринять Вашингтон и Пекин для того, чтобы сохранить мир и стабильность в Тихоокеанской Азии? Если мир идет к новой биполярности, что будет с мировой экономикой, насколько неизбежной является перспектива появления параллельных производственных систем, стандартов и рынков? Готовы ли США и Китай стать лидерами двух соперничающих блоков?


Роберт Легвольд
Почётный профессор факультета политических наук Колумбийского университета (США)
Холодную войну между США и Китаем можно предотвратить, но для этого нужно куда больше усилий со стороны Вашингтона и Пекина, чем они предпринимают сейчас.

В обеих странах набирает обороты технонационализм, между ними разгорается конкуренция в рамках действующих международных институтов.

Соперничество США и КНР может спровоцировать конфликты в различных частях мира. Американо-китайская холодная война «сольется» с американо-российской и приведет мир к новой биполярности.

Американо-китайские отношения дошли до нынешнего состояния не потому что Китай проводит антиамериканскую политику. Обе стороны по-разному понимают, что такое нормальность.


Дисбаланс — одна из главных проблем американо-китайского взаимодействия. Если США облегчат импорт в Китай наукоемкой продукции, даже не высокотехнологичной, его можно было бы выправить.


Вашингтон политизирует экономические связи с Пекином, чтобы сдерживать развитие КНР. Он также планирует «переформатировать» соседние с Китаем страны — речь в первую очередь идет о государствах Центральной Азии.


Ли Юнцюань
Директор Института социального развития Европы и Азии при Исследовательском центре развития Государственного совета КНР