Российско-оманское экономическое сотрудничество: бочка меда без ложки дегтя?
2024-07-24 17:24
Оман — государство, расположенное в Персидском заливе, в котором на данный момент наблюдаются процессы экономической трансформации, схожие с теми, которые протекают в соседних странах. Согласно плану социально-экономического переустройства страны Oman Vision 2040, султанат стремится диверсифицировать свою внешнюю политику. Страна богата ресурсами и обладает большим экономическим потенциалом, а ВВП Омана в 2023 г. составил 99,2 млрд долл.
Несмотря на активизацию контактов между Москвой и Маскатом на различных уровнях, в частности участие султаната в качестве почетного гостя на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в 2024 г., фиксируется недостаток отечественного и зарубежного анализа отношений двух государств. Особую значимость приобретают состояние и эволюция экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Султанатом Оман в контексте переориентации российской внешней политики на Восток.
История российско-оманских взаимоотношений
Советский Союз был важным внешним игроком в арабском мире, однако существует ряд государств региона, с которыми контакты отсутствовали или носили поверхностных характер. К таким государствам относился Оман. Отношения между двумя странами на протяжении периода холодной войны были весьма прохладными. Можно выделить две основные причины такой ситуации. Во-первых, предполагается, что Москва поддерживала прокоммунистических повстанцев во время Гражданской войны 1962–1976 гг., выступавших против султана. Во-вторых, Султанат Оман рассматривался как зона исключительного влияния Запада, в особенности Великобритании. Соответственно, говорить о каком-либо сотрудничестве, в том числе в экономике, не приходилось.
Дипломатические отношения между Советским Союзом и Султанатом Оман были установлены лишь в 1985 г. На фоне трансформаций во внешней и внутренней политике СССР во второй половине 1980-х гг. этот трек не представлялся важным и не находился в списке приоритетов руководства СССР. В целом указанный период можно характеризовать уходом России из региона и снижением его приоритетности для внешней политики СССР, а позже и РФ.
Правовой основой для наращивания экономического партнерства стало Межправительственное соглашение о торговле, экономическом и техническом сотрудничестве между Россией и Оманом, подписанное в 1994 г., где были выделены основные сферы, предоставляющие взаимный интерес: промышленность, энергетика, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт, строительство, связь, развитие водных ресурсов, освоение сельских районов, здравоохранение, подготовка кадров, туризм. Вероятно, подписание подобного документа носило формальный характер, поскольку конкретных шагов по его реализации не последовало. К примеру, в этот же период был заключено схожее соглашение с Королевством Бахрейн, идентичное по своей наполняемости и структуре. В целом можно говорить о том, что 1990-е гг. стали периодом формирования законодательной базы и редких двусторонних контактов. Во многом это было связано с отсутствием «точек соприкосновения» между странами.
Экономические и политические контакты с Оманом активизировались в 2000-х гг. [1] Султанат поддержал вступление России в ВТО и принял участие в совещании Российско-Арабского Делового Совета. Однако это связано в первую очередь с переосмыслением внешней политики России в указанный период и попытками вновь наладить связи со странами Ближневосточного региона. Таким образом, подобная «активизация» стала результатом региональной политики России, а не стремлением Москвы развивать двухсторонние связи именно с Маскатом.
Говоря о контактах на высоком уровне, важно отметить визиты российского министра иностранных дел в Оман в 2008, 2016 и 2022 гг. С 2016 г. состоялся ряд важных встреч, среди которых визиты министра энергетики России А.В. Новака в 2018 г. и министра сельского хозяйства России Д.Н. Патрушева в 2022 г. Помимо этого, важным событием, сигнализирующим о заинтересованности в развитии экономических отношений, стало подписание в 2023 г. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Султаната Оман об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения. Анализируя частоту взаимных визитов и встреч, можно прийти к выводу, что 2016 г. можно считать отправной точкой для наращивания экономических связей между Российской Федерацией и Султанатом Оман, а полноценная активизация произошла в 2022 г., о чем в том числе свидетельствует объем торговли.
Начиная с 2010 г. товарооборот между странами динамично растет. Таким образом, в 2010 г. он составлял 12 млн долл., в 2014 — уже 84 млн долл., а к 2023 г. превысил 400 млн долл., что на 60% больше, чем в 2022 г. В структуре торговли между Россией и Оманом у Москвы явно положительное сальдо. К примеру, по данным за 2022 г. Россия экспортировала в Оман товаров на сумму 246,8 млн долл., а импортировала на 4 млн долл. Наиболее активной сферой взаимодействия во внешней торговле с Оманом остается топливно-энергетический комплекс. Поставки российской нефти и нефтепродуктов, в том числе нафты, дизеля и мазута, сохраняют свою актуальность. Тем не менее, несмотря на стабильный рост взаимной торговли, необходимо отметить, что объем торговли крайне мал по сравнению с другими внешними игроками в регионе. К примеру, товарооборот Омана с США в 2023 г. составил более 3,4 млрд долл., с наращивающим свое влияние в регионе Китаем — более 2 млрд долл.
От слов к действиям: площадки для наращивания связей
С момента начала активизации контактов между Россией и Оманом прошло много встреч между представителями стран на разных площадках, в том числе ООН, Организация исламского сотрудничества (ОИС) и Российско-Арабский Деловой Совет. В 2005 г. был создан Российско-Оманский деловой совет. В 2016 г. состоялся первый Российско-Оманский бизнес-саммит. Все это еще раз свидетельствует об усилении заинтересованности в развитии отношений. В 2024 г. оманская делегация посетила международный экономический форум «Россия — Исламский мир: KazanForum». Особый интерес также представляет участие представителей султаната в ПМЭФ 2024 как крупнейшем в России международном экономическом событии, которое в случае с Оманом стало неким подведением итогов наращивания связей между сторонами. Оманскую делегацию на форуме возглавил министр торговли, промышленности и продвижения инвестиций Оман Куаис бин Мохаммед бин Мооса Аль Юсеф.
Вместе с тем в ходе форума прошла деловая встреча Россия — Оман, на которой министр экономического развития России М. Решетников выделил основные сферы, где Москва и Маскат будут в дальнейшем наращивать экономическое сотрудничество: торговлю, инвестиции, технологии, логистику и туризм. В торговле между Россией и Оманом наблюдется устойчивый рост, и на данный момент нет оснований полагать, что ситуация в ближайшем обозримом будущем изменится, особенно учитывая важность России как партнера по топливно-энергетическому комплексу.
Перспективные сферы сотрудничества
Говоря о развитии научно-технического сотрудничества, в первую очередь оно связано с переработкой нефти и газа, геологоразведкой, опреснением и очищением воды и повышением эффективности сельского хозяйства. У России есть большой опыт в этих сферах, в то время как Оман нуждается в технологиях для обновления технической базы. В этом направлении к настоящему времени уже удалось достичь некоторых успехов. К примеру, российские геологи-нефтяники совместно со своими оманскими коллегами сотрудничают в сфере развития нефтяной отрасли султаната. Примером подобного сотрудничества может также служить открытие в 2017 г. в Омане завода по производству электрических погружных насосов, построенного российской компанией.
Туризм стал достаточно неожиданной сферой кооперации между Россией и Оманом, однако уже сегодня можно говорить об успешности данной отрасли. С 2022 г. Оман стал одним из популярных направлений для российских туристов. В 2023 г. страна приняла 20 тыс. российских туристов, что на 35% больше, чем в 2022 г. Более того, прогнозируется рост числа путешественников из России на 300% в 2024 г. Есть ряд объективных причин для такой ситуации. Во-первых, между Россией и Оманом с недавнего времени появилось прямое авиасообщение. Во-вторых, сегодня Оман активно развивает свою туристическую отрасль, что полностью соответствует оманской стратегической программе, направленной на диверсификацию экономики, в рамках которой происходит строительство и обновление соответствующей инфраструктуры и развлекательных комплексов. Нельзя, конечно, не упомянуть, что в свете последних геополитических событий россиянам пришлось искать новые направления для отдыха. Оман же со своими песчаными пляжами, выходом к океану и интересной историей стал логичным выбором.
И последней, но не по важности, сферой, стала логистика. Уникальное географическое положение Султаната Оман на пересечении торговых путей и протяженная береговая линия делают страну привлекательным транспортно-логистическим хабом с достаточно развитой портовой инфраструктурой. В связи с этим в Омане рассматривают возможность присоединения к проекту «Север — Юг», который активно продвигается Россией. Оман может стать важным центром для распределения российской сельскохозяйственной продукции на растущие рынки Африки и Азии.
Более того, неоднократно на последних крупных российских мероприятиях звучал тезис о том, что Оман может послужить еще одной точкой входа российского бизнеса в регион Залива. Это стало возможно благодаря наличию договора об устранении двойного налогообложения и сбалансированных отношений между двумя странами. Фактически государство, расположенное на самом юге Аравийского полуострова и имеющее развитую инфраструктуру, может стать площадкой для продвижения российской продукции на весь рынок ССАГПЗ, учитывая достаточно высокий уровень кооперации внутри интеграционного объединения.
Помимо этого, в 2014 г. начато проектирование железных дорог в Султанате Оман. Однако до сих пор железнодорожного сообщения в Омане нет. Безусловно, это может стать сферой для взаимодействия, учитывая большой опыт России в реализации железнодорожных проектов.
Самое подходящее время для наращивания экономических связей?
Для понимания перспективности сотрудничества важно рассматривать российско-оманское взаимодействие в контексте процессов, протекающих как на глобальном, так и страновом уровне. Сегодня Оман, как и многие его соседи, проводит политику диверсификации экономики. Эта политика реализуется в рамках стратегического всеобъемлющего планаOman Vision 2040, согласно которому главная цель — построение развитой и диверсифицированной экономики. Для достижения этой цели предусмотрена система мер и инструментов, в большей степени связанных с вложением средств в ненефтяные отрасли. Логичным результатом намерения проводить подробную политику является необходимость диверсификации внешних связей, поскольку отрасли требуют опыта и инвестиций новых партнеров и внерегиональных игроков.
В данном контексте Россия, у который имеется огромный потенциал в таких сферах, как транспорт и сельское хозяйство, представляет собой важного партнера, который будет способствовать достижению этой амбициозной цели. Нельзя не отметить, что в султанате осознают, что мир меняется и переходит к многополярной системе, за которую активно в последние годы выступает Москва. Важно подчеркнуть, что неотъемлемым элементом программы Oman Vision 2040 является привлечение иностранных инвестиций. И хотя участие оманской делегации в ПМЭФ 2024 стало эффективной рекламой для привлечения таких инвестиций, учитывая экономическую ситуацию в России и колоссальное санкционное давление, эта сфера сотрудничества на данном этапе вызывает вопросы. Опасения властей и представителей бизнеса султаната попасть под вторичные санкции США, которые за последнее время были ужесточены, могут повлечь за собой некоторое замедление реализации намеченных целей и задач. Так, несмотря на приглашение президента России В.В. Путина посетить Россию с визитом, султан Омана Хейсам бен Тарик Саид не возглавил делегацию своей страны на форуме в Санкт-Петербурге. С момента установления дипломатических отношений между двумя странами в 1985 г. лидеры двух стран не проводили личных встреч, а первый телефонный разговор состоялся лишь в 2023 г.
Также 14 июня 2024 г. главный оманский авиаперевозчик Oman Air заявил о приостановкепрямых рейсов в Москву как минимум до конца октября. Это решение, принятое спустя несколько дней после завершения ПМЭФ 2024, стало действительно неожиданным, поскольку на деловой встрече важность существования прямого авиасообщения между двумя странами неоднократно подчеркивалась. Помимо этого, именно прямое авиасообщение является одним из основных факторов наращивания связей в сфере туризма.
В дополнении к этому в июле 2024 г. в Омане впервые за долгое время произошла террористическая атака. Как отмечает ряд российских экспертов, это нападение может оказать негативное воздействие на туристический потенциал султаната в будущем. На данный момент сложно сказать, насколько этот эффект будет ощутим для туристической отрасли государства. Однако можно однозначно говорить о том, что эта атака повлияет на образ страны в глазах российского туриста.
Анализируя внешнюю политику Омана в контексте происходящих в стране трансформаций, необходимо отметить, что для Маската крайне важно сохранять свой нейтральный статус и развитые отношения со странами Запада, особенно с Великобританией и США, поскольку эти процессы требуют технологий и крупных инвестиций. Соответственно, при определенных условиях Маскат будет учитывать геополитическую обстановку при выстраивании отношений с Москвой, особенно в сфере экономики и транспортных путей. Однако на данный момент сложно оценить влияние этого фактора на дальнейшее наращивание связей между двумя странами.
***
С момента распада Советского Союза по настоящее время двусторонние отношения между Российской Федерацией и Султанатом Оман динамично эволюционировали от достаточно прохладных к партнерским, в том числе в сфере экономики. Об этом свидетельствуют в первую очередь увеличение объемов торговли и частота контактов на разных уровнях. Началом сближения можно считать 2016 г., а стремительная активизация пришлась на 2022 г. Во многом это стало возможно благодаря схожести задач и принципов прагматического подхода к внешней политике на фоне как глобальных процессов, так и трансформаций на страновом уровне. Маскат, проводя политику диверсификации экономики, остро нуждается в развитии отношений с новыми игроками, в то время как Москва начала стремительную политику «разворота на Восток».
За годы эволюции экономических отношений были выработаны различные площадки для наращивания связей. К примеру, Российско-Оманский деловой совет, Российско-Оманский бизнес-форум и Российско-Арабский Деловой Совет. Помимо этого, страны стремятся участвовать в различных международных многосторонних мероприятиях, таких как ПМЭФ и экономический форум «Россия — Исламский мир: KazanForum».
У двух стран существует достаточно большой список сфер, где возможно наращивать связи, однако самыми перспективными на сегодня являются торговля, логистика, туризм и научно-техническое сотрудничество. Торговля преимущественно представлена продукцией ТЭК. Большой перспективностью обладает логистика благодаря выгодному географическому положению Омана, которое может сделать его важным элементом проекта «Север — Юг». Помимо этого, критически важно, что, по мнению многих экспертов и официальных лиц, Оман может стать еще одной точкой входа российского бизнеса на рынки стран Персидского залива.
Перспективным представляется развитие туризма. Уже на сегодняшний день можно говорить об успехах на этом треке, о чем свидетельствует большой рост количества туристов и открытие прямого авиасообщения. Существуют предпосылки, что в будущем произойдет углубление отношений в сфере НТС. На данный момент эта сфера сотрудничества находится в первоначальной стадии, но уже есть конкретные примеры успешного сотрудничества между Москвой и Маскатом в этом направлении. В будущем оно будет строиться вокруг переработки нефти и газа, геологоразведки, опреснения и очищения воды и повышения эффективности сельского хозяйства.
Однако при выстраивании дальнейших отношений необходимо учитывать возможные риски, связанные в первую очередь с замедлением темпов развития связей на фоне усиления санкционного давления на Россию. Для Маската сегодня жизненно важно выстроить устойчивую коммуникацию с различными международными акторами.
1. NМелкумян Е.С. Арабские монархии залива в XXI веке: региональные и глобальные аспекты внешней политики. Москва: ИВ РАН, 2023. С. 239.