26 июня 2018

Риззат Елюбаев: Центрально-Азиатским странам жизненно необходимо выступать единым фронтом

Говорить об актуальности различных тем вокруг Центрально-Азиатского региона можно без сомнения, поскольку взаимосвязь интересов государств региона и мировых акторов приобретает к этому времени все более очертаемые контуры.

Об этом специально для официального сайта Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова пишет преподаватель кафедры международных отношений, истории и социальной работы Кокшетауского университета имени Абая Мырзахметова (Казахстан) Риззат Елюбаев, принявший участие в "Школе по Центральной Азии – 2018":

"Масштабные перемены, произошедшие в международной системе в последние десятилетия, такие как прекращения противостояния антагонистических социально-политических систем, установление однополярного мироустройства с переходом в многополярность, возрастание новых угроз для глобальной и региональной безопасности со стороны международного терроризма, экстремизма с применением насилия, организованной преступности и негативных последствий нелегального оборота наркотиков, выдвинули на первый план проблемы становления и формирования новой системы международной и региональной безопасности, особенно на Евразийском континенте. Речь здесь, прежде всего, идет как о ее теоретических аспектах, которые затрагивают необходимость переосмысления понятия самой международной безопасности и проблему источника современных угроз, так и о роли тех международных и национальных институтов, уставной и приоритетной задачей которых является институционально-функциональное укрепление безопасности, в частности национальной и региональной безопасности.

На рубеже третьего тысячелетия проблематика возникновения и становления качественно новой всеобъемлющей системы международной безопасности в широком масштабе и национальной в узком масштабе, является весьма актуальной. Это объясняется не только ее абсолютной значимостью для сохранения человеческой цивилизации, но и высоким прагматическим значением для стабильного функционирования государств-членов мирового сообщества. Особое значение эти процессы приобретают на региональном уровне.

В то же время следует отметить, нет единого мнения и в вопросах выработки стратегии и концепции региональной безопасности в Центральной Азии.

Угрозы региональной безопасности Центральной Азии имеют высокий уровень, учитывая стратегическое положение региона, сырьевые богатства и слабую заселенность территории. Стремительные глобализационные процессы и их сила влияния на регион предопределяют необходимость оценки состояния, перспектив обеспечения региональной безопасности и разработку адекватных мер по прогнозированию, выявлению и устранению угроз, особенно в условиях больших территории.

В проблеме безопасности Центральной Азии ключевую роль играет региональный аспект, поскольку исходит из реализации идей регионального единства, недопущения сепаратизма в регионе интеграционных экономических процессов как внутри стран, так и ее стратегическими союзниками. В этих условиях важной задачей является разработка новой региональной политики, исходящей из национально-культурных, социально-демографических, природно-климатических, хозяйственных реалий, а также исторических особенностей формирования и развития субъектов Центральной Азии.

Но, пожалуй, наиболее сложным вопросом является то, что в политической, экономической, интеллектуальной элите стран Центральной Азии до сих пор отсутствует четкое стратегическое и консолидированное видение ее будущего, а значит, и сущностного понимания процессов, происходящих в регионе и вокруг нее, начиная с вопросов центрально-азиатской и евразийской интеграции, заканчивая ответом на вопрос «отчего и куда движется общество». То есть сегодня нет, как таковой идеи регионального развития, таким образом, на переднем плане сосредоточено тактическое управление, а стратегическое управление игнорируется. Вследствие этого при переходе от советской экономической модели в рыночное, произошло значительное снижение промышленного и научно-технологического потенциала региона, было начато, но так и не завершено ряд региональных инициатив. В странах пятерки не отстроена система социальной защиты и гарантий соответствующие рыночным условиям. Через двадцать пять лет после обретения государственности, страны Центральной Азии все еще стоят на пороге системных изменений.

При всех очевидных минусах, в третье десятилетие своей независимости страны Центральной Азии вступают как состоявшиеся стабильные государства с динамично развивающейся экономикой и четко расставленными внешнеполитическими приоритетами. Возросшая субъектность региона на мировой арене свидетельствует о повышении роли и международного авторитета, увеличении регионального веса, росте значения для глобальной экономики и финансовых институтов.

Вместе с тем, с учетом современных реалий внешняя политика стран региона требует модернизации и продвижения национальных интересов на принципах прагматизма. На этот процесс воздействует целый ряд внутренних и внешних факторов.

Среди важных внутренних факторов следует отметить кардинальные изменения в политическом и социально-экономическом развитии стран, завершение трансформационного периода и перехода стран к новой Стратегии долгосрочного и устойчивого развития.

Внешние факторы представлены необходимостью преодоления негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, обострением конфликтов и современных проблем человечества, возникновением качественно новой геополитической и геоэкономической ситуации на региональном и глобальном уровнях.

Следует констатировать, что страны Центральной Азии будут углублять всестороннее стратегическое сотрудничество с Китайской Народной Республикой в рамках политического диалога на высшем и высоком уровнях, развивать энергетическое, инвестиционно-технологическое, торгово-экономическое и культурно-гуманитарное сотрудничество, взаимодействие в транзитно-транспортной сфере, аграрном секторе, в области совместного использования водных ресурсов трансграничных рек и экологии.

В тоже время следует понимать Центральная Азия, занимая выгодное географическое положение, является регионом столкновения стратегических интересов Китая, России, европейских стран, США и государств "исламского мира"; кроме того, здесь переплетаются различные религии - ислам, христианство, представленное различными течениями. Поэтому курс ведения внешней и внутренней политики стран региона и все связанные с ним изменения будут иметь существенное значение для процветания всего Азиатского региона. Вместе с тем, этот же геополитический фактор обуславливает возможность угрозы национальной безопасности стран Центральной Азии.

В настоящий момент геополитический статус Центральной Азии достаточно очерчен. Для государств Центральной Азии приоритетными выделяются следующие направления;

  • установление особых дружественных отношений с Россией;

  • сохранение паритета между государствами Центральной Азии, а также Турцией, Ираном, Индией, Пакистаном, Афганистаном, Азербайджаном, что имеет многостороннее значение, начиная от торговых связей, линий нефтепровода до выхода к морским портам;

  • установление устойчивых дружественных связей с Китаем, что также имеет огромный потенциал взаимосотрудничества: от обеспечения мира и стабильности в регионе до выхода к морским портам АТР;

  • установление взаимовыгодного сотрудничества, доступ к передовым технологиям Японии, США, Западной Европы.

Поэтому, для обеспечения реального развития Центральной Азии как многонационального, поликонфессионального региона необходима единая объединяющая всех идеология, соответствующая ожиданиям и стремлениям каждого участника. Необходимо определить общие приоритетные ценности, начиная от ценностей правового демократического общества, включая традиционные национальные. Однако процесс этот длительный.

В итоге страны Центральной Азии должны проводить гибкий и многосторонний дипломатический подход в соответствии с национальными интересами, сохранение мирных партнерских взаимоотношений с соседними государствами. Геополитические и геоэкономические цели государств Центральной Азии должны всегда строиться на основе баланса интересов, при котором лучше всего применять принцип дифференцированного и разноуровневого подхода к взаимодействию с зарубежными странами и международными организациями.

Отрадно знать и чувствовать, что участники "VI Школы по Центральной Азии – 2018" едины в том, чтобы сохранить регион в своей орбите влияния, Центрально-Азиатским странам жизненно необходимо выступать единым фронтом.

В заключение отметим, что внешняя политика стран региона должна быть основана на принципах многовекторности, сбалансированности, прагматизма, взаимной выгоды, твердом отстаивании национальных интересов государств Центральной Азии".

Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте primakovcenter.ru, могут не совпадать с позицией Центра им. Примакова.

Поделиться